Разработка дизайна сайта делиться на 4 условных этапа, на каждом из которых происходит тесное взаимодействие исполнителя с заказчиком:
1 - Формирование задачи заказчиком
2 - Постановка задачи исполнителю
3 - Разработка дизайна сайта
4 - Презентация дизайна сайта
Формирование задачи - процесс, происходящий "внутри" заказчика. Заказчик еще до выбора исполнителя должен точно определиться, для какой цели ему нужен сайт, и четко знать, какой результат он хочет получить в итоге.
Перед тем, как общаться с будущим создателем сайта, заказчик должен понять, что корпоративный сайт - это коммуникационный канал, который должен доносить до общественности определенную информацию. Главные вопросы, которые ему надо решить - какого рода информация и каким образом она должна быть представлена на сайте. Четко сформулированый ответ на этот вопрос у самого заказчика обеспечит эффективное решение текущих и долгосрочных бизнес-задач. Обратившись к примеру западных компаний, мы увидим, что любой коммерческий сайт выполняет, в том числе, функцию контроля ситуации, складывающейся вокруг компании, т.е. является инструментом управления репутацией.
Процесс организации информации должен строиться на идеологической базе. То есть, компания должна иметь четко обозначенную миссию, "самопозиционирование". Многие наши компании сейчас только проходят этап формирования этих понятий. Миссия компании - составной компонент корпоративной культуры, ее "самосознания", показатель выхода на некий качественный уровень. На западных фондовых рынках компания, не имеющая своей внутренней культуры, имеет низкие шансы на успех. Составной частью корпоративной культуры, ее выражением является фирменный стиль как совокупность графических элементов и идеологических приемов, которые однозначно ассоциируются с компанией, создавая эффект узнаваемости.
Следует помнить, что миссия компании является той основой, на которой будет строиться дизайн будущего сайта. Сам по себе веб-дизайн — это не более чем структурирование и оформление уже имеющейся информации с привлечением определенных визуальных образов и графических приемов. Моменты, которые связаны с миссией, позиционированием, корпоративной культурой и фирменным стилем задают правила для оформления этой информации, являются "отправной точкой" строительства сайта.
Наличие такой информации сильно облегчит взаимодействие с исполнителем на этапе постановки задачи, поможет избежать потери времени и ресурсов. Но практика такова, что миссия компании, элементы корпоративного стиля зачастую определяются непосредственно на встрече с исполнителем. В этом случае вся необходимая информация вырабатывается совместно, но на это уходит определенное время.
Заказывая интернет-проект, заказчик должен учитывать существование собственной внутренней структуры, которая также будет влиять на концепцию и содержание будущего ресурса. При этом совсем не обязательно, что отдельные элементы этой структуры (отделы, подразделения) имеют схожие интересы. Отдел маркетинга, отдел PR, отдел кадров — очевидно, что все эти службы будут с помощью сайта решать свои собственные задачи. Возглавляющий компанию генеральный директор имеет свое, "стратегическое", видение текущего момента и дальнейших перспектив. Представителям всех заинтересованных внутренних подразделений заказчика стоит выделить время и собраться для выработки общих требований к будущему интернет-сайту и его дизайну, чтобы представить исполнителю "коллективное видение" ресурса, выработать постановку базовой задачи. После формирования рабочей группы, состоящей из людей, представляющих разные подразделения, следует назначить старшего этой группы. Этот человек должен управлять процессом выработки решений, иметь полномочия расставлять приоритеты внутри группы, нести всю полноту ответственности за проект со стороны заказчика и, взаимодействуя непосредственно с исполнителем, оперативно предоставлять все необходимые материалы и данные.