Выводя в Интернет свой бизнес или создавая сайт с иной целью, встает вопрос о выборе для сайта доменного имени. При кажущейся простоте эта задача сразу ставит перед вами массу вопросов. Какие бывают доменные имена? Какое имя лучше? Чем одно имя лучше другого? Как выбрать доменное имя для своего сайта?
Представляется разумным оценивать объект с точки зрения его целесообразности. То есть определить, насколько качества объекта подходят для достижения стоящей перед ним цели, реализации его предназначения. И для начала давайте вспомним что такое доменное имя и определим, для чего оно предназначено.
В IP-сетях для адресации серверов (и размещенных на них сайтов), применяются IP-адреса, которые выглядят, например, как 192.168.0.2 или 217.225.130.70 и тому подобное. Такой формат адресов удобен для сетевых устройств, но не для людей — человеку такие адреса запомнить сложно, хотя в первые годы существования Интернет так и было. И потому, чтобы облегчить пользователям запоминание адресов, была введена система доменных имен — DNS (Domain Name System). Доменное имя это неповторяющееся, уникальное в Интернет сочетание, составленное из латинских букв, иногда дефисов и арабских цифр с разделительными точками, соответствующее тому IP-адресу, на котором расположен сайт.
То есть доменное имя предназначено для того, чтоб пользователь запомнил его в ассоциации с сайтом, а, при желании перейти на этот сайт, набрал бы его доменное имя по памяти.
Из этого следуют два свойства, которыми должно обладать доменное имя: легкая запоминаемость и простая воспроизводимость. В первую очередь, конечно, запоминаемость потому что если пользователь имени не запомнит, то и набирать ему будет нечего.
Чтоб быть запоминаемым причем запоминаемым в связи с конкретным сайтом, доменное имя должно быть как-то связано с представленной на сайте информацией: по смыслу, по ассоциации, по звучанию, по написанию, как-то еще. Хорошо, если имя связано по двум признакам сразу.
Связь по ассоциации: если сайт посвящен автомобилям, то логично использовать в доменном имени корень auto или хотя бы avto. Соответственно, если сайт посвящен финансам, логично использовать в доменном имени слово finans или хотя бы корень fin, если сайт музыкальный — слово music и так далее.
Плюс к этому, каждое доменное имя регистрируется в какой-то одной доменной зоне — .ru, .com, .biz и других. Доменная зона сообщает о национальной или тематической принадлежности сайта: сайты в зоне .ru относятся к России, в зоне .ua — Украине, сайты в зоне .biz, как правило, посвящены бизнесу и проч. Суффикс зоны присоединяется к доменному имени и является его неотъемлемой частью. Поэтому, думая об осмысленности имени, учтите, что принадлежность имени доменной зоне тоже дает информацию о сайте.
Существуют доменные зоны второго уровня, еще более уточняющие принадлежность сайта. В России это географические поддомены msk.ru, spb.ru, некоторые специализированные com.ru, edu.ru и другие, в которых регистрируются сайты, относящиеся к Москве, Санкт-Петербургу и коммерции, образованию соответственно. Зарегистрированное в одной из таких зон доменное имя более точно описывает содержание сайта и облегчает пользователю запоминание. Однако, не стоит увлекаться доменными зонами второго уровня — они имеют и свои минусы, например, для оптимизации, продвижения сайта; об этом поговорим в другой раз.
Кстати, эта особенность, ставшая практически закономерностью — соответствие доменного имени содержанию — используется некоторыми поисковыми машинами, например, Гуглем, для формирования результатов поиска. Эта особенность — кратко характеризовать сайт, сообщать о нем некоторую информацию — позволяет рассматривать доменное имя как товарный знак (что, кстати, подтвердилось недавними поправками в российском законодательстве, когда доменные имена фактически приравняли к товарным знакам). Следовательно, и выбирать доменное имя стоит аналогичным образом: благозвучность, легкость произношения на языках целевых посетителей, четкое обозначение темы, позитивность и т.д. Отсюда же — из свойств товарных знаков — вытекает рекомендация зарегистрировать сходные доменные имена, чтобы избежать их захват конкурентами. Или же наоборот — подыскать и зарегистрировать доменное имя сходное с именем успешного конкурента. Отсюда же — рекомендация рассматривать доменное имя как интеллектуальную собственность, защищать ее..
Потому для удобства запоминания для доменных имен, как правило, выбирают осмысленные слова, фразы, сокращения, иногда номера телефона или другие смыслонесущие элементы, связанные с темой сайта. И, благодаря этому, пользователь уже по доменному имени может в общих чертах представить содержание сайта, а, ознакомившись с самим сайтом, легче запоминает его доменное имя.
Вкладывая в доменное имя определенный смысл, надо помнить, что, по сравнению с теми странами, где языки основаны на латинице, задача выбора подходящего доменного имени для русскоязычного Интернет имеет свои особенности.
Вобще, можно выделить три основных пути:
1. использовать в доменных именах либо иностранные слова, либо слова русские.
2.Довольно много промежуточных вариантов, когда в имени одновременно употребляются и русские, и английские корни (разумеется, и те, и другие пишутся в латинице).
3.Экзотические доменные имена, состоящие только из цифр (например, номера телефона), из сочетания символов, составленного по иным принципам.
Каким путем идти — решать вам в вашей конкретной ситуации.
Имена на основе иностранных слов оправданы в тех случаях, когда именно это слово лучше всего описывает сайт, ассоциируется с ним. Это, например, имена сайтов российских филиалов зарубежных компаний. Вполне логично, если у российского представительства американского производителя будет сайт с «нерусским» доменным именем. При этом оценивайте звучание имени для русского уха.
Удобны доменные имена на основе интернациональных слов, имеющих одинаковое или сходное значение в разных языках. Такие имена, скорее всего, уже заняты, но можно подобрать другие слова и словосочетания с этими корнями. Правда, некоторые похоже звучащие слова на разных языках означают разные понятия, но это уже эффекты второстепенные, в крайнем случае проконсультируйтесь у переводчика.
Помните, что имя должно иметь смысл, быть понятным большинству посетителей сайта. Для русскоязычного сайта, посвященного шкафам-купе, вроде бы можно взять доменное имя, являющееся английским названием этой мебели. Но, если сайт рассчитан на русскоязычную аудиторию, то многие ли пользователи вспомнят как по-английски «шкаф» ?
Визуальное совпадение путь не всегда удачный.
Можно придумать доменное имя на основе русских слов (записать его, естественно, придется в латинице). В этом случае возникают свои требования, но о них чуть ниже. Перейдем ко второму критерию выбора доменного имени.
Когда и как употребляются доменные имена для перехода на сайт? Часто пользователь запоминает доменное имя — запоминает на слух — и затем набирает его вручную.
Поэтому второй критерий выбора доменного имени, вытекающий из его применения: легкость воспроизведения, простота набора доменного имени, которая часто обусловлена однозначностью его звучания.
Для легкости воспроизведения желательно, чтобы звучание доменного имени не вызывало сомнений при наборе латинскими буквами. Русские слова воспроизвести в латинице непросто поскольку многие русские фонемы допускают разные написания. Например, русскую «ф» можно записать и как «f», и как «ph». Русская «х» может записываться как «h», «kh» или даже «ch», а для испанцев этот звук обозначается как «j». Аналогичные проблемы возникают с шипящими буквами, йотированными, смягченными и некоторыми другими русскими фонемами.
Даже простая фонема «к» может быть транслитерирована как «k», «с», «ck», а иногда и «ch». И, скажем, русское слово «шкаф» записать в латинице не так уж просто.
На всякий случай учтите, что в целом соответствуют латинским буквам и по звучанию, и по написанию русские буквы: А, Т, О, М. (Похоже, атом неделим не только в физике, но и в лингвистике). Близко соответствуют по звучанию, но пишутся иначе: Б, Г, Д, З, И, Л, М, Н, П, Р (для испанского языка русские фонемы Б и З совпадают не так однозначно, но близко).
Остальные буквы допускают разные, не всегда очевидные транслитерации. Поэтому для доменного имени желательно выбирать слова, составленные из перечисленных выше букв.
Подчеркиваю особо: одни только перечисленные буквы использовать желательно, но не обязательно. Если по весомым и убедительным причинам для сайта утверждено доменное имя «Весёлый Ух», то придется использовать оставшуюся часть алфавита.
В этом случае можно зарегистрировать как доменные имена несколько наиболее очевидных написаний этого словосочетания. Очевидность написания можно выяснить, поэкспериментировав на достаточно представительной группе пользователей.
Хорошее доменное имя — запоминающееся, «говорящее», легко воспроизводимое — сделает его удобным для пользователей, повысит посещаемость сайта, улучшит его позиционирование в Интернет. Уделите выбору имени некоторые внимание и усилия и внимание и будете пожинать плоды долгие годы.